Анализ работы
по информатизации образовательного процесса средней школы № 2
в 2002-2003 учебном году

 

Годовым планом школы были определены следующие основные направления работы по информатизации образовательного процесса.

1.             Организация работы по повышению квалификации и методической поддержке учителей в области использования информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе.

2.             Организация проектной деятельности учащихся в различных областях в части, связанной с применением ИКТ (поиск информации, оформление работ и т.д.).

3.              Подготовительные работы к созданию информационно-управленческой системы школы.

 

Все поставленные задачи выполнены.

1.      Работа по повышению квалификации и методической поддержке учителей

Организован практикум по подготовке дидактических материалов в текстовом процессоре Word. Всего было проведено 162 часа групповых и индивидуальных занятий. Обязательную его часть прошло большинство учителей, за исключением Поздняковой И.В., Постниковой Г.Д., Петровой Н.А. и Сергеева А.А.

Активное участие в индивидуальных практических занятиях приняли Полетаев О.Н., учителя начальных классов, Веселова Л.В.. Их работа носила практическую направленность.

Полетаевым О.Н. подготовлена программа и тематическое планирование по химии. Гусева Г.А. и Разживина Л.С. подготовили комплект итоговых тестовых работ для 4 класса. Другие учителя готовили дидактические материалы для отдельных уроков.

С целью подготовки учителей к проведению уроков, проведены 2 открытых урока. Их тематика:

Применение презентаций при проведении повторительно-обобщающих уроков географии (Кротикова Л.Н.);

Применение мультимедийного программного обеспечения на уроках МХК (Полетаева Л.В.).

На базе кабинета информатики проведены заседания районных методических объединений по мировой художественной культуре, информатике, географии.

Планировавшиеся занятия по подготовке учителей по поиску информации для образовательного процесса в сети Интернет не проводились в связи с отсутствием технических возможностей: канал связи через администрацию практически был недоступен.

Главный недостаток в работе по данному направлению: не удалось привлечь всех учителей к использованию информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе. Для его устранения необходимо повышение требовательности к учителям со стороны руководства школы, и, в первую очередь, требование по переводу учебной документации на электронный формат.

2.      Применение ИКТ в образовательном процессе

В первом полугодии поводились индивидуально-групповые занятия учащихся по русскому языку, математике, биологии, химии, географии с применением программного обеспечения, полученного по программе информатизации сельской школы.

Во втором полугодии проводились уроки с применением тестовых программ в режиме тренажа и контроля. Объём проведенной работы отражён в таблицах.

 

Предмет

Занятий

Математика

45

Русский язык

37

Биология

20

Немецкий язык

15

История

13

Химия

12

География

11

МХК

6

Физкультура

6

Литература

5

Природоведение

4

Английский язык

2

Всего

176

 

Класс

Занятий

11

90

4

40

9

21

8

9

10

9

7

4

5

3

Всего

176

 

В среднем проводилось 5 занятий в неделю.

 

В системе, в течение всего года, проводились уроки в 4 классах (математика, природоведение). Все уроки проведены с программным обеспечением, подготовленным по дидактическим материалам учителей (Гусева Г.А., Разживина Л.С.).

Во втором полугодии систематически проводились уроки по русскому языку в 9-х классах (Полетаева Л.В.), 11 классах (Петрова Н.А.), математике в 11 классах (Носкова Е.В., Язев О.А.). Занятия проводились с применением программного обеспечения, найденного в сети Интернет. Часть тестовых работ по математике подготовлены по дидактическим материалам учителей.

По мнению учителей и учащихся, проведённые занятия оказали им большую помощь в подготовке к экзаменам и тестированию.

Эффективность данной формы работы снижает отсутствие педагогических программных средств, соответствующих школьной программе, недостаток машинного времени.

3.      Проектная деятельность учащихся.

Проектная деятельность учащихся состояла из двух направлений: участие в дистанционных викторинах и подготовке рефератов, сообщений и дидактических материалов для уроков.

Учащиеся школы приняли участие в 4 проектах Ярославского центра телекоммуникаций и информационных систем в образовании: дистанционной эколого-биологической викторине (Веселова Л.В.); викторине по химии (Полетаев О.Н.); викторине по истории отечественной культуры (Тюнин А.К.); литературном турнире (Полетаева Л.В.).

Успешно выступили команды в викторинах по биологии (2-е место в 4 турах) и химии (4-е место в двух турах).

Главный результат участия в проектах ЦТИСО: учащиеся получили навыки исследовательской работы, анализа информации, поиска её в сети Интернет и книгах.

Второй результат: школа отмечена дипломом ЦТИСО за активное применение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс, то есть стала известна на областном уровне.

Для подготовки учащимися материалов для учебного процесса (рефератов, сообщений, оформительских материалов) кабинет использовался 78 часов. Выполнены в электронном формате 23 реферата и сообщения по географии, биологии, литературе, МХК, 13 дидактических материалов по химии, материалы для газеты к вечеру встречи с выпускниками. Большинство материалов перенесено на бумажные носители.

Главный результат: учащиеся получили дополнительные навыки работы с текстовыми процессорами.

Недостаток: узок круг учителей, использующих учащихся для данной деятельности учащихся.

4.      Применение средств ИКТ в управлении школой.

Впервые за время существования компьютерного класса, он применялся для информатизации управления школой.

Для проведения тарификации работников школы, анализа выполнения учебных планов и распределения нагрузки подготовлены и использовались формы, подготовленные в табличном процессоре Excel, что значительно облегчило труд администрации и повысило уровень информированности учителей.

Проведена подготовительная работа к переводу составления расписания занятий на компьютере.

Не планировалась, но активно проводилась работа по обеспечению администрации и учителей нормативными материалами, публикациями педагогической печати через сеть Интернет.

Полностью реализована информационная поддержка Единого государственного экзамена по математике, работы с новыми образовательными стандартами, письменного экзамена по русскому языку и литературе в 11 классе.

Практически все нормативные документы Министерства образования, опубликованные в педагогической печати, своевременно доводились до администрации школы в бумажном или электронном формате.

5.      Использование и укрепление материальной базы

5.1 Использование кабинета информатики показано в ниже приведённой таблице

Вид работы

Часов

всего

на 1 неделю

1

Преподавание информатики

510

15

2

Предметные уроки, индивидуально-групповые занятия по учебным предметам

176

5,2

3

Проектная работа учащихся

88

2,6

4

Работа учащихся в сети Интернет

35

1

 

Всего работа на ученика

809

23,8

5

Практикум по обучению учителей

162

4,8

6

Методическая работа с учителями

33

1

7

Работа по подготовке программно-педагогических средств

140

4,2

8

Подготовка дидактических материалов на бумажных носителях (копирование)

30

0,9

 

Всего на учителя

365

10,7

9

Подготовка тарификации, отчётов, форм, документов.

63

1,8

 

Поиск нормативных и дидактических материалов в сети Интернет

76

2,2

 

Всего на управление

139

4,1

10

Техническое обслуживание

114

3,4

 

 

 

 

 

Итог по всем видам

1427

42

 

5.2 Укрепление материальной базы

По президентской программе получены два современных компьютера на базе процессора Celeron 1200.

Приобретены струйный цветной принтер, сканер, картриджи для копировального аппарата и лазерного принтера, модем, тестовая программа «Универсальный тестовый комплекс». На эти цели израсходовано 15 тысяч рублей (7 тысяч выделено администрацией муниципального округа, 8 тысяч – администрацией школы).

Собственными силами налажена работа локальной сети класса.

Найдены в сети Интернет и апробировано в школе:

ü      Тесты для централизованного тестирования;

ü      Тренажёр по русскому языку для выпускников школ;

ü      12 различных видов программ для подготовки и проведения тестов (тестеров). Из использовано в работе – 7, окончательно оставлено для применения в образовательном процессе – 3;

ü      Программа для чтения книг в электронном формате.

 

Таким образом, по своему техническому и программному обеспечению кабинет вновь стал лучшим среди школ муниципального округа.

6.      Общие выводы

6.1.   За прошедший учебный год в школе сложились основы системы применения информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе на данном уровне её технического и кадрового обеспечения. Школа занимает в этом направлении работы ведущие позиции в муниципальном округе и получила известность в области.

6.2.   Для дальнейшего развития системы необходимо наладить совместную работу всех администраторов школы по применению средств информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе.

 

15.06.03                 Зам. директора по информатизации               А.Г. Егоров